Горы Абхазии

Абхазия — место, куда попадаешь, поражаешься прозрачному морю, великолепным горам, чистейшему воздуху и непременно хочешь вернуться. Когда-то я задавалась вопросом: ехать ли в Абхазию, а сейчас, пересматривая фото, вспоминая наше путешествие к морю, в горы и отдых в Абхазии, получаю громадное удовольствие от своих воспоминаний.

Думаю, что мои впечатления окажутся полезны тем путешественникам, которые собираются этим летом на отдых в Абхазию…

goriabh2

Горы в районе Кодора

Один из дней нашего отдыха был посвящен путешествию в горы. Поскольку ездили мы со знакомыми, которые просили отвезти нас своих других знакомых, профессионального гида среди нас не оказалось, зато ехали мы с мужчинами, которые воевали в этих краях, потому много чего узнали  и о 1994 годе, и о 2001, когда в Кодорском ущелье появились боевики…Я не стану углубляться в политику, тем более что слышала мнение только одной стороны, лучше полюбуйтесь тем, что увидели мои глаза…

gori-abh16.j

gori-abh19

Путешествие началось в Сухуме (это не опечатка: изначально город назывался Сухуми, по-грузински, абхазы зовут его Сухум, а я пишу так, поскольку была в гостях именно у этих людей). Ранним утром на двух машинах мы отправились по Военно-Сухумской дороге, вверх, в горы, примерно на 2000 метров над уровнем моря. В древности здесь проходили шелковые караваны, соединяющие Северный Кавказ с Азией. Высоко в горах находится Кодорское ущелье. В само ущелье, туда, где тоннель, мы не попали, но по реке Кодор какое-то время проезжали и останавливались на ее берегу

gori 4abhasiya

На скалах следы времени и пуль

gori 6abhasiya

Кодор

gori 8abhasiya

На берегу столько всяких камней и камешков!

Километрах в 2-3 от Сухума есть местечко Мархяул. Здесь находится источник с чистой и вкусной минеральной водой.

gori 87651abhasiya

Мархяул (говорят, отсюда Берия родом)

К слову сказать, высоко в горах, среди заброшенных и разрушенных селений, недалеко от подворья пастухов, наш водитель показал нам еще один источник. Он просто течет из-под горы, не окружен камнем, ничем не украшен, но вода нисколько не уступает мархяулской. По-моему, в Абхазии вообще минеральные воды и полезный, оживляющий воздух, которым дышать-не передышать, — явления столь обычные, как у нас загазованные улицы и хлорированный водопровод.

Путь наш проходил через Цебельдинские луга, на водопады Шакурана. Сначала мы были в верхней части Шакурана, спускались по лугу, сквозь деревья и оказались вот здесь…

gori-abh132.

Пересохший водопад Шакуран

Наши проводники рассказывали, что еще несколько лет назад здесь была вода, с шумом падавшая вниз (метров сто или двести, к краю подходить нельзя, но дух захватывает, да, когда одним глазком подглядываешь туда). Сейчас здесь все пересохло, вода осталась только в каменных ямах, тысячелетиями (учеными доказано!) вымывавшихся водным потоком.

gori-wodopad.

Поднявшись к машинам, немного отдохнув, мы поехали дальше. Оказались в небольшой деревушке, где нас встретил веселый, подвижный дядька. Угостил вином, сыром козьим, велел собирать яблоки под яблоней (вкусные!) и вообще был нам рад, словно всю жизнь ждал именно нас, хотя еще полчаса назад и понятия не имел о нашем существовании. Да, горы Абхазии приютили у себя и таких доброжелательных и гостеприимных людей…

gori 9abhasiya

Позже я узнала, что деревня называется Захаровка, дядьку этого зовут Артуш, и живет он тут не один. Пока мы осматривались, кой-какие соседи подтянулись…

А мы двинулись в настоящее ущелье на настоящий водопад Шакуран. То место, куда мы направлялись, называется Джампальский каньон. Начинается он с интересной каменной арки, словно специально вырубленной в горах мастером-каменотесом.

samshit-gori

Справа от нее есть две пещеры-не пещеры, норы-не норы: одному человеку можно пролезть с трудом, а в конце этого мини-тоннеля светлело небо. Как-то мне страшно было туда залезать, только заглянула и отправилась со всеми через арку.

gori-eshco

Вода здесь точила камень  много-много лет, потому такие изогнутые стены справа, а слева огромный обрыв, закрытый от пугающихся высоты людей самшитовой рощей.Очень похоже на местечко Лаго-Наки в Адыгее.

samshit.

Самшит, за ним — многометровый обрыв

Кстати, пока спускались по крутой тропинке с перилами-проволокой (не удержишься — рядом пропасть), столько обнаружила растений, которые здесь, как трава, растут, а у нас, в России, в горшках на окнах высаживают. Я уже как-то упоминала об этом, описывая красоты Сухумского ботанического сада.

Но вот мы и на самом дне Джампальского каньона. Идем любоваться Шакураном. Горы здесь великолепны! Дух захватывает от высоты! Воздух — дышишь-не надышишься, он вкусный какой-то. А нагромождение скал впечатляет — словно сказочный великан разбрасывал камни.

gori 1abhasiya

Вот они, остатки водопада Шакуран

gori 2abhasiya

gori 3abhasiya

Воды почти нет. В сети можно увидеть Шакуран, когда он был еще водопадом и лил, словно из ведра на огромный сталагмит, верхняя часть которого очень напоминает лицо какого-то злодея.

gori abh5

Когда мы появились здесь, вода сверху падала, но не сплошным потоком, а разбрызгивающимся дождиком. Вокруг было сыро, да, но большой голубоватой заводи, как на сетевых картинках раньше, уже не было, купаться тут негде, вот форель в небольших лужицах-ямках плавала.А мы любовались причудливыми формами стен и высотой гор.

gori-abh33.

Для сравнения: горы и человек

gori abh4

gori abh3

Вернувшись к машинам, мы поехали выше в горы. Речь изначально шла об озере Амткел, но добраться до него за один день и вернуться обратно в Сухум оказалось непросто. Потому мы побывали в долине реки Кодор, рядом с горою Сахарная голова (или Адагуа — по-абхазски), видели мост без перил (а украли! на металлолом).

gori 5abhasiya

Приехали в небольшое селенье, где бабушка продала нам горный мед, наливая его из фляги и рассказывая о тех страшных днях, когда здесь оказались люди в камуфляже.  Вот как бы ни старалась я избегать этой темы, но война, которая кончилась уже больше десяти лет, все живет в памяти, в душах людей Абхазии и, думаю, не скоро раны затянутся…

gori 7abhasiya

Здесь раньше тоже был водопад

Бабушка эта с моей дочкой быстро нашли общий язык, хозяйка насыпала ей в сумку орехов, одарила какими-то сладостями еще, приглашала приезжать специально сюда отдыхать. А мы сидели под раскидистым деревом и ели груши, поглядывая на зеленые маленькие мандаринки, уже появившиеся на ветвях (созреют они лишь к Новому Году).

gori-abh17

Дорога, горы, заросли ежевики, кое-где деревья с алычой

Потом мы отправились обратно в Сухум: уже вечерело, а абхазское солнце закатывается в течение минуты-двух, как в мультике, это даже видно и можно заснять!

gori abhasiya

Вот такие они, горы Абхазии — сумасшедшая высота, не передаваемая никакими фотографиями красота, отзывчивые, дружелюбные люди. … Неслучайно в последнее время на отдых в Абхазии рассчитывают все больше и едут сюда за своими впечатлениями. ну, а я постаралась передать вам свои…

Пост!

Навигация

Следующая статья:

Обсуждение: 26 комментариев
  1. Ольга:

Много раз читала о красоте природы Абхазии. Конечно хочется увидеть ее своими глазами…

2. Красота — то какая!

3. Какая же красота! Природа просто восхитительные красоты создает!

4. Илона:

Красиво как! И очень похоже на наши Карпаты)

5. Везде встречаются хорошие и добрые люди ))
    Природа потрясающая )) Но меня пугают горы.

6. Какие вы молодцы! Завидую тихо)

• Zoja:

Когда-нибудь и ты здесь окажешься, если соберешься… комфорта туристического нет, но природа здешняя потрясающая и вечная! ради нее и едут сюда…

7. Александра:

У меня друзья ездили туда пару лет назад, красота неописуемая, люди там очень приветливые, но, как верно замечено, война еще не истерлась из их памяти.

• Zoja:

война там повсюду, по любому поводу всплывает, и грузин, что-то грузинское лучше не упоминать, это да… а море и горы такие, словно никогда тут люди воевать не могли…

• Гога:

о! люди там вообще! у нас соседи такие дружественные попались, угощали виноградом своим, арбузом, сожалели, что у нас на севере не растут они

8. Мама дорогая! Какая красотища, прямо почувствовала аромат лесной свежести!

9. Юлия:

Мне так нравится простота тамошнего быта, при том, что величие природы (гор и моря) придает какой-то особый смысл жизни!

10. О, да. Красотами этой небольшой страны можно любоваться вечно. Мы в горах жили восемь дней. Столько всего посмотрели, а сколько не успели…

11. Ильвира:

Мы были там в прошлом году, и поверьте вернемся туда снова!!! Непередаваемые ощущения, чудесные гостеприимные люди! Невольно в Абхазии успокаиваешься и начинаешь смотреть на мир, как абхазцы, пережившие войну и до сих помнившие ее, но улыбающиеся миру и людям. А один воздух чистейший чего стоит! А горы… Короче самим надо увидеть и захотеть вернуться сюда снова и снова!

12. ВикторЛ:

Действительно здорово! Я был в Абхазии на стандартной однодневной экскурсии до озера Рица. Читал о походах горных туристов в район горы Агепста. А здесь описана «золотая середина»!

13. Натали:

Вот смотрела фотографии и ощущение такое, ну Крым и Крым. Точно такие же пейзажи.
    Да 🙂 а у тебя на фото водопад то пересохший. )))))

14. А мечтаю побывать в Абхазии. Но позже… Все-таки пусть еще пройдет время с войны, успокоится все.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Путешествуем с комфортом
Архив путешественника
наши путешественники
Яндекс.Метрика

Ищете гостиницу, квартиру или дом на отдыхе? Лучше с надежным сайтом, то есть здесь: